Эхо фестиваля архивного кино «Белые столбы»


25 февраля 2016   //   События

Целую неделю в центре Москвы будут идти фильмы, ранее доступные лишь профессиональным кинематографистам: эти киноплёнки хранятся в закрытом архиве Госфильмофонда, крупнейшей синематеки мира. Программа «Белых столбов» - единственного в России фестиваля архивного кино - уже второй год подряд полностью (и даже с дополнениями) открыта широкой публике. После фестиваля с 7 по 13 марта уникальные киноленты можно будет увидеть в кинотеатре Госфильмофонда «Иллюзион». Основная часть программы демонстрируется с 35мм плёнки. Стоимость билетов на все сеансы - 100 рублей.

Главная тема ХХ юбилейного фестиваля «Белые столбы» - «Кино про кино». В этой программе - общепризнанные шедевры «За экраном» (1916) Чарльза Чаплина, «Кинооператор» (1928) Эдварда Седжвика с Бастером Китоном в главной роли, «Молчание - золото» (1947) Рене Клера, «Интервью» (1987) Федерико Феллини, «Пурпурная роза Каира» (1985) Вуди Аллена. Будет и остроумная пародия на немое кино «Взорванные дни» (1930) Александра Соловьева; и малоизвестная в России постмодернистская картина «Ад раскрылся» (1941) Г.К. Поттера, созданная в эпоху классического Голливуда; и мировая премьера уникального материала «Памяти С.М. Эйзенштейна» - цветная съёмка похорон великого режиссера. Специальный показ, включающий не только похороны, но и всю сохранившуюся хронику говорящего Эйзенштейна, представит главный специалист по творчеству великого режиссёра Наум Клейман.

 

Еще одна рубрика будет связана с одной из самых одиозных фигур в истории кино - Михаилом Геловани. На протяжении пятнадцати лет он играл только Сталина, отвечая за экранный облик «вождя». На эхе фестиваля будут демонстрироваться его ранние работы, где Геловани предстанет в неожиданном качестве характерного актера (фильм «До скорого свидания» (1934) Георгия Макарова) и блистательного режиссёра, автора комедий и мелодрам: армянская этнографическая драма «Злой дух» (1927), комедия «Молодость побеждает» (1928) и одна из самых смешных советских немых картин «Настоящий кавказец» (1931), восстановленная специально для фестиваля.

С этого года фестиваль начинает показ обширного цикла студенческих работ 1920-х - 1980-х годов. Это и недавно приобретенная Госфильмофондом учебная картина Динары Асановой «На полустанке» (1965), и единственная режиссерская работа выдающегося сценариста Юрия Клепикова - «Преодоление» (1967), и первые фильмы Николая Губенко, Элема Климова, Михаила Кобахидзе, Никиты Михалкова, Бориса Фрумина и др. Многие из них появятся на экранах впервые за пятьдесят-семьдесят лет.

Любители комедий смогут оценить фильмы кинозвезды 1930-х годов Франчески Гааль. Помимо легендарной «Маленькой мамы», в «Иллюзионе» будут представлены неизвестные работы актрисы, блиставшей и на советском экране. Ни разу в России не демонстрировалась комедия «Чиби-сорванец» (1934), не выходил в советский прокат «Весенний парад» (1934).

 

В минувшем году не стало Виктора Соколова - одного из самых недооцененных режиссеров нашего кино, классика советской «новой волны». Памяти режиссера посвящена ретроспектива его фильмов. На эхе фестиваля можно будет увидеть «экзистенциальную комедию» «День солнца и дождя» (1967 - впервые будет показан вырезанный из картины эпизод), поэтическую картину «Я - актриса» (1981), и главный шедевр Соколова - «Друзья и годы» (1965), который Алексей Герман назвал «одной из лучших картин на земле».

На фестивале будет представлен и авангард в «чистом» виде - рекламные ролики выдающегося мультипликатора Алексея Алексеева, экспериментальные фильмы Вальтера Рутмана и ретроспектива братьев Оскара и Ханса Фишингеров, пионеров абстрактного кино. Сенсационной находкой стали обнаруженные в Госфильмофонде картины Фишингеров, снятые по методу «Гаспарколор» - едва ли не самой эффектной технологии цветного кино в 1930-е годы. Среди них - фрагмент фильма «Квадраты» (1934), запрещенного в нацистской Германии как «дегенеративное искусство», сюрреалистические рекламные ролики, последняя беспредметная лента, снятая в Третьем Рейхе, «Танец красок» (1939).

Помимо уникальных копий фильмов братьев Фишингер, в Госфильмофонде были найдены считавшиеся утраченными картины с легендарными комиками немого кино Гарольдом Ллойдом, Гарри Лэнгдоном, Монти Бенксом, Бэби Пегги и Оливером Харди. Все они будут показаны в составе постоянной фестивальной рубрики «Архивные находки».

 

Также на фестивале будут демонстрироваться:

  • «Боже милостивый (Какими не должны быть фильмы)» (1914), пародия, в которой звезда немого кино Клара Кимбел-Янг с удовольствием издевается над прославившими её мелодрамами. Фильм никогда не демонстрировался в России; копия получена из Музея современного искусства (Нью-Йорк).
  • «Кино» (1970) Владимира Эрвайса - легендарный документальный фильм о показе козинцевского «Гамлета» в горном кишлаке.
  • «Стеклянный глаз» (1928) - нашумевшая «фильма о фильме» с участием двух возлюбленных Маяковского: режиссером фильма была Лили Брик, а в главной роли снялась Вероника Полонская.
  • «Тихий Дон» (1952) - отрывки из романа, поставленные учениками Сергея Герасимова за пять лет до собственной его экранизации (в картине впервые снялись Николай Рыбников и Клара Румянова).
  • Недавно обнаруженная шпионская драма 1939 года «Коля Петров», собравшая все штампы жанра и поневоле превратившаяся в пародию.
  • Вновь обнаруженные фрагменты фильма Николая Тихонова «Айна» (1931) по либретто Андрея Платонова - единственная прижизненная экранизация писателя.
  • Премьера архивной находки - первого английского фильма ужасов «Призрак гробницы» (1915), Чарльза Калверта.
  • Уголовная мелодрама «В дрейфе» (1923) Тода Браунинга, будущего создателя «Дракулы» и «Уродцев» - отреставрированная копия фильма, ранее существовавшего лишь во фрагментах, разбросанных по архивам мира. В советском прокате картина шла под названием «Ради опиума».
  • «Нельзя ли без меня?» (1932) - комедия про общественные столовые, работа Виктора Шестакова, ведущего театрального художника 1920-х годов, сподвижника Мейерхольда.
  • Единственная киносъёмка великого филолога и писателя Юрия Тынянова в документальном фильме «Сокровищница культуры» (1940).
  • Первый ленинградский «полноцветный» мультфильм «Первая охота» (1937) по сценарию детского писателя Виталия Бианки.
  • «Золотой гребешок» (1947) - авангардная мультипликация грузинских кинематографистов.
  • «Сказка о глупом мышонке» (1940) - мировая премьера полной, окончательной редакции мультипликационной оперы, созданной двумя великими художниками: Михаилом Цехановским и Дмитрием Шостаковичем.
  • «Шёлковая паутина» (1916) Юрия Юрьевского - не только одна из первых сохранившихся шпионских лент, но и чудо реставрации: оригинальная копия столетней давности считалась «самой безнадёжной» плёнкой в отечественной коллекции Госфильмофонда.

Полное расписание кинопоказов - на сайте http://www.beliestolbi-festival.com

КОНТАКТЫ
Кинотеатр Иллюзион, Котельническая наб., 1/15 (высотное здание)
тел: (495) 915-43-53, (495) 915-43-39;
belyestolby2016@gmail.com
illuzion-cinema@yandex.ru